На ветке, посвещенной полемике экспедиций с перевозчиками
http://www.lardi-trans.com/forum/index.php?action=show_mess&topic_id=20196основным принципиальным вопросом, как мне показалось, был вопрос о лицензировании экспедиторской деятельности. Думаю, этот вопрос заслуживает отдельной ветки.
Сначала вообще выясним для себя, что такое лицензирование и для чего оно нужно. Лицензирование – это метод государственного контроля за некоторыми видами деятельности, способными потенциально нанести значительный вред интересам государства и отдельных граждан.
Такими могут быть виды деятельности, которые:
1. Могут нести угрозу национальной безопасности.
2. Связаны с государственной тайной.
3. Могут нести значительную угрозу жизни и здоровью граждан.
4. Могут нанести ущерб окружающей среде.
5. Связаны с добычей полезных ископаемых.
6. Связаны с азартными играми.
Нужно заметить, что страны Европейского Союза стремятся максимально уменьшить список видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Таким образом, принятие закона о лицензировании экспедиторской деятельности не вписывается в общеевропейскую концепцию развития и может встретить сильное противодействие политических сил, заинтересованных в интеграции Украины в Европейский Союз.
Теперь выясним, каково отношение к лицензированию у нашего ближайшего соседа - Российской Федерации.
«Статья 4. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.» - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
http://www.consultant.ru/popular/license/38_1.html#p103В перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию в Российской Федерации, нет не только экспедиторской деятельности, но даже деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом(!)
Включение экспедиторской деятельности в перечень видов, подлежащих лицензированию, может проводиться только поправкой к Закону. Эта поправка может быть принята только голосованием на ВР Украины. Нетрудно догадаться, что принятие такой поправки встретит противодействие многих политических сил, общественных организаций и хозяйственных объединений.
В связи с этим, во время Февральских Событий, госпожой Кужель было выдвинуто предложение не лицензировать, а сертифицировать деятельность экспедиций. В отличие от лицензирования, сертифицирование может быть введено постановлением КМ, что намного упрощает процедуру.
Но здесь возникает другая сложность. Дело в том, что ответственность за отсутствие сертификата может вводиться опять же только Законом, который может быть принят только ВР.
В этом случае целесообразность участия госорганов в сертифицировании весьма сомнительна. С тем же успехом добровольное сертифицирование могут проводить общественные организации. Например, Ассоциации перевозчиков или Ассоциация экспедиторов. Контроль наличия сертификата могут проводить сами перевозчики, бойкотируя экспедиции, не имеющие сертификата.
Теперь поговорим о целесообразности стабилизационного фонда экспедиции (102 тысячи).
В докризисные времена средненькая киевская экспедиция (3-5 менеджеров) имела обороты 300-500 тыс. грн. в месяц. Отсюда видно, что стабилизационный фонд исчерпывается за одну неделю.
Кроме того, замораживание значительных средств на депозитных гривневых счетах несет в себе:
1. Значительные инфляционные риски, которые будут добавлены в себестоимость экспедиторских услуг.
2. Сокращение общеотраслевых оборотных средств.
Впрочем, некоторые перевозчики убеждены, что экспедиции вообще не нужны.
Мое мнение: экспедиции – неотъемлемая часть рынка перевозок. И наиболее заинтересованы в сотрудничестве с экспедициями именно мелкие перевозчики (до 10 машин). Но об этом - отдельная ветка.