А вот еще одна интересная статья...
Роль экспедитора в логистической цепочке
Учитывая особенности национального законодательства, можно отдельно выделить формы посредничества в транспортных операциях, основными из которых являются:
1) экспедирование: транспортный посредник – экспедитор – действует в интересах грузовладельца или лиц, заинтересованных в грузе; объект работ и услуг экспедитора – груз;
2) агентирование: транспортный посредник – агент – действует в интересах перевозчика; объект работ и услуг агента – транспортное средство.
На практике функции экспедитора и агента совмещены в рамках одной транспортно-экспедиторской фирмы. Главные условия такого двойного сотрудничества – полный нейтралитет «экспедиторов-агентов» ко всем физическим и юридическим лицам, с которыми они вступают в договорные отношения, и неразглашение коммерческих тайн своих клиентов.
Приведенный перечень основных форм посредничества показывает, что область пересечения основных экономических интересов участников торгово-транспортных отношений образуется на стыках между грузовладельцами и перевозчиками, между грузовладельцами и транспортно-экспедиторскими компаниями, между экспедиторскими предприятиями и перевозчиками.
Каждого участника транспортного взаимодействия отличают требования, цели и экономические интересы, представленные в таблице 1.
Таким образом, изначально заказчик и фактический исполнитель заказа находятся на экономически противоположных полюсах: клиент желает сэкономить на транспортной составляющей в общей себестоимости продукции, а перевозчик как производитель транспортной услуги хочет дороже ее продать. Поэтому экспедитор должен согласовать экономические, технические, технологические и правовые требования обеих сторон на этапе организации перевозки. Кроме того, он выполняет роль независимого арбитра в случае каких-либо неисправностей при перевозке. Его функция – профессионально находить компромиссы в соотношении цены и качества транспортного процесса для каждой стороны договора.
Экспедиторы-агенты
В системе транспортного посредничества экспедиторы-агенты занимают особое место вследствие их специфического положения на рынке транспортных услуг. Это предопределяется традиционной для транспортной деятельности проблемой поиска партнеров – продавцы и покупатели не знают, где им найти надежных перевозчиков, а последние нуждаются в гарантированных объемах перевозочной работы, т. е. ищут грузовладельцев. Поэтому обе заинтересованные группы могут обратиться к профессиональным посредникам рынка транспортных услуг.
Главное, что поручает грузовладелец экспедитору, – найти перевозчика, который бы его устраивал по заданным требованиям, условиям и характеристикам для исполнения договора перевозки. Кроме поиска надлежащего перевозчика, на экспедитора возлагаются исполнение услуг договорного характера и, как правило, иные функции по работе с грузами. Агент же является «экспедитором перевозчика», направляя основные усилия на коммерческую работу по обеспечению загрузкой автомобиля с учетом минимизации холостых пробегов и простоя автотранспорта в ожидании погрузки
Таким образом, независимый транспортный посредник «экспедитор-агент» по сути своей является «слугой двух господ». Фактически он представляет интересы и выполняет требования, связанные с заключением и исполнением договора перевозки груза, как грузовладельца, так и перевозчика.
Двойственное положение «экспедитора-агента» на рынке транспортных услуг может быть устойчивым только в том случае, если он проявляет нейтралитет по отношению ко всем грузовладельцам, перевозчикам и иным транспортным посредникам.
Не конкурировать, а сотрудничать
Источники доходов транспортно-экспедиторских фирм – во-первых, оплата за предоставление экспедиторских услуг грузовладельцам, а во-вторых, агентская комиссия от перевозчиков. С грузовладельцем транспортно-экспедиторская фирма обычно строит свои расчетные отношения на основе согласованных тарифов. Они могут быть фиксированными за определенную работу или услугу (например, ставка за оформление перевозочных документов или за сопровождение груза) либо выражаться в процентах стоимости работ и услуг, выполняемых другими фирмами, с которыми грузовладелец попросил установить договорные отношения (например, 2% величины тарифа хранения груза на городском терминале).
Однако основной источник доходов транспортно-экспедиторской фирмы – скидка с тарифа, которую предоставляет перевозчик за привлечение определенного объема груза (так называемая объемная скидка экспедитору).
Европейская практика организации товародвижения уже давно разделила производителей транспортных и сопутствующих им услуг на фактических перевозчиков и экспедиционные компании, что обусловлено общей тенденцией специализации и интеграции деятельности субъектов рынка логистических услуг.
Национальный рынок пока, к сожалению, характеризуется острой конкуренцией между экспедиторскими и транспортными компаниями. И это вместо того, чтобы максимально использовать потенциальные специализированные ресурсы, профессиональный опыт и строить единую логистическую цепочку для привлечения и удержания «своего» клиента!
Как показывает диаграмма, в обеих логистических структурах дублируются следующие производственные функции: поиск загрузки (транспортного заказа), организация взаиморасчетов с заказчиками, расчет тарифа на перевозки, мониторинг транспортных средств, организация документооборота. Поэтому ликвидация «несвойственных» для компании-перевозчика функций, с одной стороны, уменьшает общие трансакционные и логистические затраты по всей цепочке, а с другой – позволяет сконцентрироваться для решения основных для линейного перевозчика производственных вопросов.
По прогнозам специалистов, спрос на услуги ТЭП будет неуклонно расти, так как в основе их деятельности заложены основные логистические принципы: максимальное удовлетворение требований клиента путем предоставления комплекса необходимых услуг при минимизации общих товаропроизводственных затрат. Именно ТЭП благодаря комплексному подходу к удовлетворению требований перевозчика по обеспечению коммерческой загрузки (поиску транспортного заказа) предоставляет ему систему услуг, которая позволяет транспортному предприятию осуществлять экономически эффективное планирование, реализацию и контроль своей основной (транспортной) деятельности с минимизацией общих издержек при осуществлении отдельных логистических операций.