trucksnearme
Новости от Миндоходов
Новые сообщения
Количество постов 7
Автор
Сообщение

Новий сервіс Міндоходів допоможе уникнути помилок в електронній звітності

11.03.2014 - Прес-служба Міндоходів

Міністерством доходів і зборів України впроваджено нову послугу для платників податків, яка дозволить уникнути помилок при формуванні податкової звітності.

Специфіка роботи сервісу полягає у своєчасному виявленні наявних помилок у наданій звітності та можливості їх виправлення без застосування фінансових санкцій.

Так, надіслана платником декларація з податку на додану вартість одразу ж проходить арифметичний контроль та співставлення даних з наявною інформацією у базах Міндоходів. У разі виявлення під час звірки ризиків, вони одразу ж формуються в електронне повідомлення та надсилаються платнику для самостійного коригування податкової звітності.

За словами фахівців Міндоходів, такий обмін інформацією сприяє зниженню податкового тиску на платника податків та поліпшенню партнерських відносин з легальним бізнесом.


Еще


 

Україна понад усе!


Олександр

Глава Госфискальной службы Игорь Билоус: В Украине должно остаться 10 налогов
Главный налоговик в интервью «Сегодня» рассказал о кадровых чистках, о реформах в ведомстве, о налоговых платежах в восточных регионах и необходимости присвоения статуса свободной экономической зоны Крыму
- Игорь Олегович, до назначения на должность главного налоговика вы работали инвестиционным банкиром. Сложно было адаптироваться на новом месте? Ведь Налоговая служба - новое направление в вашей работе.

- Непросто принималось решение прийти в госсектор из бизнеса, но сегодня таких людей много. Сразу после назначения пришлось буквально пройти курс бойца: сейчас в стране напряженная обстановка, посему часто ответственные решения нужно принимать с ходу, например, когда речь идет об эвакуации донецкого офиса Налоговой службы.

И, по идее, в такой ситуации команда Налоговой должна работать как единый механизм. Но сразу после назначения столкнулся с проблемой: менталитет работы тут другой. Создается впечатление, что люди, с которыми работаешь, живут в ином измерении. Причем многие не видят даже связи с землей - то есть с реальным бизнесом. Это надо искоренять.

- То есть в министерстве идут кадровые изменения?

- Официальное определение статуса Государственной фискальной службы наконец-то позволит обновить команду и назначить профессионалов на ключевые должности. Уже есть команда единомышленников: люди с огромным опытом, но больше двух месяцев они работали как советники на общественных началах, хотя де-факто занимали пост, например, главы департамента аудита. Так было потому, что пока Налоговая не получила новый статус официально, нельзя было назначать людей на должности. Но скоро эту проблему ликвидируем.

Полностью обновить кадровый состав службы невозможно, поскольку мы - большая организация, где работают почти 60 тыс. человек: в таможне около 11 тыс., остальные - налоговики. В такой огромной машине сложно сменить всю вертикаль. Это происходит поэтапно: обновляем админ- и юрструктуры, внутреннюю безопасность, департаменты контрабанды, коррупции, аудита. Хотя бы на уровне начальников и замов. Но всех не заменишь — особенно в районах, там специалистов по пальцам пересчитать. Кадровые «чистки» сложно проводить еще и потому, что есть препятствия. Только хочешь кого-то уволить, он идет на больничный, в отпуск. Оказывается, у некоторых сотрудников накоплено отпуска аж на 90 дней. Работая в бизнесе, мне не приходилось сталкиваться с такими проблемами: мол, не можешь уволить конкретного человека, потому что он, видите ли, имеет кума-брата-свата в соседних министерствах. Это создает сложности.

- После смены власти началось активное обсуждение реформирования Миндоходов и его разделение на Налоговую, Таможню и Службу финрасследований. В итоге создана Государственная фискальная служба. Изменилась ли при этом структура самого ведомства?

- В целом, хотя Миндоходов и переименована в Госфискальную службу, но все направления деятельности — налоговики, таможенники, силовой блок - остаются под одним куполом. Смысл в этом есть, ведь в свое время потратили сумасшедшие деньги на создание Министерства доходов и сборов. Если не ошибаюсь, речь идет о сумме более 1 млрд грн. Поэтому нет сейчас смысла расформировывать налоговиков, таможенников и налоговую милицию в отдельные ведомства — это снова повлечет внушительные расходы, что неразумно.

Что касается идеи создания Службы финрасследований, проект интересный, но сегодня страна к этому не готова. Налоговая милиция должна оставаться частью Фискальной службы, ведь в работе мы используем и кнут, и пряник. Пока что рановато налоговикам надевать белые рубашки и сидеть-ждать, пока бизнес заплатит налоги. Конечно, надо поощрять нововведения, касающиеся, например, электронного сервиса, но если сейчас из налоговой убрать кнут или пряник, система даст крен.

- Какие задачи приходится решать в первую очередь?

- Сразу взяли под контроль наполнение бюджета. Предыдущая власть оставила казначейство с нулевым счетом. И это проблема, поскольку сейчас деньги нужны не только на жизнедеятельность страны, но и на допнужды, связанные с военными действиями. А компенсаторов нет. То есть те деньги, которые приходят как международная помощь, формируют резерв НБУ, Минфина и казначейства. Но львиную долю дает наша служба: ежемесячно налоговая пополняет госказну на 20 млрд грн, Таможня - еще на 10 млрд. Итого: каждый месяц мы должны обеспечить 30 млрд грн поступлений в госбюджет. Это на уровне первого транша МВФ в $3,2 млрд. Получается, сегодня наше ведомство фактически обеспечивает финстабильность Украины. Несмотря на кризис в стране, наша команда выполнила бюджет в марте, апреле. Тяжело пришлось в мае — оборот в бизнесе сократился на 30%. Мы это видим. Но нет волшебного кармана, куда можно залезть, поэтому продолжаем работать.

- Вывод экономики из тени - один из наиболее эффективных способов наполнения госказны налогами. Есть ли достижения в этом направлении?

- Да, мы боремся с тенью. Есть много схем уклонения от уплаты налогов. Их можно называть по-разному — воровство НДС, налоговые ямы, конвертационные центры, — но все это криминал. К сожалению, предыдущая власть организовала мощную систему по нелегальному возмещению НДС. Популярными были и схемы по минимизации налога на прибыль.

- Как это работало?

- Была создана госпрограмма, в рамках которой бизнес мог работать с некими организациями, искусственно создававшими условия, когда вместо 19% налога на прибыль бизнес платил лишь треть. То есть предприниматели завышали затраты и занижали налоги. А воровство НДС осуществлялось, в частности, так: сначала создавался конвертцентр - сеть липовых организаций, потом по цепочке передавался товар, который изначально был приобретен без уплаты НДС, а конечному клиенту реализовывался за те же деньги, но с предоставлением налоговой накладной. В итоге конечный клиент имел право на налоговый кредит (льгота, состоящая в отсрочке взимания налога, в данном случае НДС. - Авт.). Получается, что конечный клиент в итоге оставался в финплюсе: при определенных взаимозачетах еще и государство возмещало предпринимателю НДС.

Эти схемы бизнес воспринимал на ура, поскольку деньги шли в карман. Сейчас эту систему трудно сломать, ведь предпринимателям, работавшим по этим правилам около трех лет, сложно отказаться от легких денег. Но эти схемы надо ликвидировать, ведь потери от «черных дыр» внушительные - только в 2013-м казна недополучила 50-70 млрд грн.
Вернуть весь бизнес в легальное русло будет непросто: эти схемы находят поддержку в нашей структуре, у правоохранителей, в банках. Поэтому сегодня идет диалог с НБУ, министерствами. А еще проверяем наш коллектив, ищем доказательства, и если находим фактаж - все эти документы передаем в ГПУ. Кроме того, закрываем лазейки для теневых схем: меняем критерии, систему, алгоритмы расчетов. В частности, создаем определенные доступы к базам данных и смотрим, кто имеет к ним доступ, каким образом. Идет сложная игра на уровне районов, областей. А еще готовим законодательный удар - через изменение администрирования этого налога.

Тем не менее, мы сделали главное - прекратили системность, прикрыли госпрограммы. Что интересно, цены в таких схемах, где работали госмонополии и госсектор, упали: если раньше услуги по воровству НДС, по оптимизации налога на прибыль, по обналичиванию средств составляли 8-14% для частников, а для госсектора 20%, поскольку деньги казенные, то теперь расценки снизились до 5-8%. Конечно, отказаться от миллиардов гривен в месяц очень сложно, поэтому многие из тех, кто задействован в схеме, работают на свой страх и риск. Но и этих «партизан» мы отслеживаем и наказываем. Борьба со схемами уже помогла вытянуть из тени почти 1 млрд грн в месяц.

- А как решить проблему зарплат в конвертах - это же еще один механизм уклонения от уплаты налогов?

- По зарплатам в конвертах ситуация иная. Здесь, чтобы сделать заработки белыми, нужно решать вопрос с единым социальным взносом (ЕСВ). Его сумма немаленькая (минимум 422,65 грн.), начисляется на зарплату сотрудника, и в основном от его уплаты страдают работодатели, представляющие малый и средний бизнес. А серьезные компании с большими зарплатами для сотрудников, как правило, особо не заморачиваются на сей счет. Но поскольку по итогам 2013-го в Украине средняя зарплата составила 3200 грн, естественно, большинство населения страны попадает в категорию начисления зарплат в конвертах. По нашим оценкам, в 2013-м примерно 5 млн трудоспособных людей получали зарплату ниже минималки, то есть в конвертах. Масштаб проблемы оценивается в 200 млрд грн. Сумасшедшие деньги.

Чтобы снизить уровень ЕСВ, как нас просят - до 15-18% (сейчас физлица-предприниматели платят за себя в ПФ 34,7%. - Авт.), нужно найти компенсатор на 50 млрд грн. Мы изучаем возможности для решения проблемы. Правда, не факт, что если будет снижен ЕСВ, зарплаты станут белыми.

- Контрабанда и контрафакт алкоголя и сигарет - отдельная тема. Сколько налогов недополучает бюджет?

- Мы первый раз за год сделали бюджет департамента подакцизных товаров - около 2 млрд. грн. В принципе, налоговая милиция неплохо борется с черным рынком водки. Правда, серая водка пока не исчезла с прилавков, но ее стало меньше. Мы обсуждаем внедрение электронной акцизной марки - вернее, комплекса решений, которые помогут ликвидации черного рынка алкоголя. Ведь легальные ликероводочники готовы платить все налоги, но им трудно работать на рынке, когда есть конкуренты с товаром по цене 15 грн за бутылку - эта водка непонятно из какого спирта сделана. Но на эту дешевую продукцию найдется свой покупатель, поскольку доходы населения невысокие, поэтому на ликероводочном рынке надо наводить тотальный порядок.

- Как обстоят дела с налогообложением в Крыму, ведь экономические взаимоотношения полуострова с Киевом так и не урегулированы?

- В Крыму непростая ситуация. Если там человек не готов идти навстречу россиянам, у него могут забрать бизнес. К сожалению, этих людей мы защитить не можем, так как полуостров аннексирован, хотя считаем Крым нашей территорией. С точки зрения сбора налогов полуостров в общую корзину давал немного - около 2%. Но не в этом дело. Важно, чтобы местный бизнес находился в правовом поле: для урегулирования этого вопроса надо принять закон, чтобы полуостров стал свободной экономической зоной (СЭЗ). Ведь если Россия тоже сделает Крым СЭЗ, то такой законодательный формат позволит легализовать отношения Украины с Крымом при фактически двойном подчинении полуострова. Это позволит нашим производителям работать с местным бизнесом, осуществлять двусторонние поставки продукции.

Многие жители Крыма имеют там свои магазины, небольшие производства, выращивают овощи-фрукты. Что сейчас делать этим предпринимателям? Возможно, бизнесу придется создавать отдельные дочерние компании и регистрироваться на полуострове налогоплательщиками. Но им нужна стыковка с континентом. Поэтому, видимо, придется закрыть глаза на какие-то политконфликты, чтобы решить проблемы бизнеса. Мол, окей, теперь у вас два бизнеса: один в Крыму, другой на континенте, а отчитываться вы будете на уровне холдинга. То есть какие-то налоги - например, местные - платить на полуострове, а остальные, если бизнес работает на континенте, - уже в Украине.

Отдельно стоит вопрос о создании полноценной границы с Крымом. Мы туда командировали 120 человек для создания спецпунктов пропуска, где проверять будут налоговики, таможенники и правоохранители. Это важно организовать сейчас, поскольку Крым рискует стать неподконтрольной территорией, откуда может хлынуть контрабанда.

- А как платят налоги восточные области?

- Сегодня кое-кто распускает слухи, будто Восток не платит налоги - это блеф. Луганская область платит хорошо - почти по плану. Харьков тоже исправно платит налоги, суммы приличные. В Донецкой области платят на 70% от плана - но это нормально, ведь сейчас в регионе фактически идет война. Восток для нас важен, ведь Донецк, Луганск, Харьков и Одесса - это 23% сбора налогов в общий котел.

Крупные предприятия, кстати, на Донбассе стараются работать и платить налоги, несмотря на сложную обстановку. Некоторые бизнесмены оплачивают налоги даже авансом. К примеру, по группе СКМ в Донецкой области исправно платят налоги и «Метинвест», и ДТЭК, и шахты, и банки.

Не могу не сказать, что для успокоения ситуации мы стараемся возвращать НДС на Востоке. Ведь если сегодня мы не сделаем этого, завтра Донбасс выйдет с плакатами, мол, раз не вернули НДС, нам не платят зарплаты. А послезавтра эти же люди, не получив зарплаты, выйдут на улицы с винтовками. Маленькая причина - большие проблемы. Поэтому не нужно создавать их искусственно. Вот в апреле вернули 4,2 млрд. грн. НДС. И львиная доля ушла на Восток. А в мае вернули НДС еще больше - 4,9 млрд. грн.

- Из года в год украинские предприятия поднимают проблему переплаты налогов. Как решить вопрос?

- Согласен, надо что-то делать с переплатами по налогам, а также с долгами по НДС. Частично решаем проблему за счет выпуска НДС-облигаций. Уже выпустили бумаг на 7 млрд грн, и это позволило снизить наш долг перед бизнесом. Планируем выпустить второй транш НДС-облигаций с расчетом, чтобы в этом году погасить долги на 16 млрд грн.
Часто слышу в адрес налоговой жалобы: якобы ежемесячный план по сбору налогов выполняем за счет переплат по налогу на прибыль, мол, предприятия платят налоги авансом, и ничего в этой практике не меняется. Это не так. В системе налогообложения есть такая штука - когда крупные предприятия с доходом свыше 10 млн грн в год платят налоги каждый месяц авансом по принципу 1/12. Расчет этих авансовых платежей идет по прошлому отчетному году. И если кто-то из бизнеса считает, что переплатил, например, на 4 млрд грн, то исправить ситуацию можно даже в режиме авансовых платежей. Просто по итогам первого квартала, если прибыль у предприятия оказалась меньше, можно перерасчитать сумму налога и платить авансово, но меньше. При этом мы пытаемся отойти от практики переплат по налогам. В одночасье проблему не решить, но постепенно — получится.

- Сейчас в Украине поднимается вопрос о необходимости проведения новой налоговой реформы. Чего не хватает нынешнему Налоговому кодексу?

- Проводить нужно не налоговую реформу, а межведомственную. Каждое министерство должно навести порядок в своем огороде. Сначала надо создать рабочие группы, которые проанализируют проблемы конкретных ведомств по направлениям - пенсии, налоги, правоохранители. Группы напишут законопроекты, ликвидирующие лазейки в законах. Позже в эти документы внесут коррективы, а рабочие группы станут межведомственными - сообща и проведем реформу. Это полезно и для децентрализации власти. К примеру, наша команда уже оценила, как надо правильно децентрализовать налоговую систему - что из налогов-сборов лучше передать на места.

Что касается налоговой реформы, то в идеале вся законодательная база будет разработана к 2016-му. Но столько времени ждать нельзя: бизнес сейчас работает и зарабатывает. Поэтому Налоговая решила пойти иным путем: те инициативы, которые мы можем реализовать, уже внедряем. Особое внимание уделяем смене критериев проверок для налоговой милиции: сейчас убрали план, чтобы ликвидировать бессмысленные ревизии и предвзятое отношение к бизнесу. Зачем проверять предприятие, если оно платит налоги нормально? Незачем, ведь часто выезд команды обходится дороже, чем обнаруженные в итоге ошибки в бухгалтерии.

Когда все эти налоговые инициативы будут обкатаны на практике, тогда их можно включать в проект нового Налогового кодекса, представлять в рамках Межведомственной реформы. Каждое такое изменение позволит пошагово превратить нашу страну в Сингапур. Ведь что нужно Украине? Десять простых налогов - к примеру, НДС, налог на доходы физлиц, акцизы, ЕСВ. Для этого мы сейчас разбираемся: какие налоги работают и собирают деньги в госказну, а от каких можно отказаться.

Считаю, эти процессы нам жизненно важны, ведь в стране с прозрачной налоговой системой иностранные инвесторы будут охотнее реализовывать бизнес-проекты. И такие инвестиции могут прийти в агросектор, порты, IT-отрасль. А создание условий для прихода капитала в Украину - в частности, в виде более низких налоговых ставок, чем в ЕС, - ускорит эти процессы. Люди получат рабочие места и хорошую зарплату, а центр прибыли из Кипра переедет в Украину.

- Готов ли бизнес к серьезным изменениям в налогах?

- Есть список налоговых инициатив, которые мы раздали бизнесу. Теперь сидим и ждем, когда получим их назад - с критикой. Но пока бизнес не все спешит вести с налоговиками диалог. Крикунов, чем-то недовольных, много, но когда доходит до дела, критиканов как ветром сдувает. Получается, работает налоговая по принципу футбольного матча: 22 игрока и 85 тысяч болельщиков.

- И о личном: в плотном рабочем графике удается выделить время на отдых?

- Работа специфическая. В 6:00 подъем и заканчиваем в час ночи. И тут самое главное - выспаться. Я даже детей толком не вижу более двух месяцев. Боюсь, что они без меня вырастут, выучатся и пойдут работать. Раньше увлекался сквошем, но, честно, играл давно.

Профиль: Инвестбанкир и налоговик

Игорь Билоус ро¬дил¬ся 26 января 1978 года в Тернополе. С отличием окончил Киевский национальный экономический университет в области международной экономики. Имеет диплом бакалавра в области международных финансов и бухгалтерского учета в Нортумбрийском университете (г. Ньюкасл, Великобритания).

Инвестиционный банкир. Работал аналитиком в столичной инвесткомпании SARSCapital, которая специализируется на слияниях-поглощениях, возглавлял направление украинского бизнеса в инвестбанке UBS. Также был вице-президентом в Consortium Industrial Group.

Работая инвестбанкиром, был задействован во многих операциях с украинскими активами. В том числе, в приобретении компанией Mittal Steel 93,02% акций в меткомбинете «Криворожсталь», в продаже 51% акций в «УкрСиббанке» французскому BNP Paribas, в продаже 60% акций в банке «Форум» немецкому Commezbank и т. д. Главой Налоговой службы назначен в марте 2014-го, а в июне - главой Государственной фискальной службы.


Еще


 

Україна понад усе!


Олександр

ЦитатаЦитата (ЧП "Регина", 19.06.2014 12:21):
Глава Госфискальной службы Игорь Билоус: В Украине должно остаться 10 налогов
Главный налоговик в интервью «Сегодня» рассказал о кадровых чистках, о реформах в ведомстве, о налоговых платежах в восточных регионах и необходимости присвоения статуса свободной экономической зоны Крыму
- Игорь Олегович, до назначения на должность главного налоговика вы работали инвестиционным банкиром. Сложно было адаптироваться на новом месте? Ведь Налоговая служба - новое направление в вашей работе.

- Непросто принималось решение прийти в госсектор из бизнеса, но сегодня таких людей много. Сразу после назначения пришлось буквально пройти курс бойца: сейчас в стране напряженная обстановка, посему часто ответственные решения нужно принимать с ходу, например, когда речь идет об эвакуации донецкого офиса Налоговой службы.

И, по идее, в такой ситуации команда Налоговой должна работать как единый механизм. Но сразу после назначения столкнулся с проблемой: менталитет работы тут другой. Создается впечатление, что люди, с которыми работаешь, живут в ином измерении. Причем многие не видят даже связи с землей - то есть с реальным бизнесом. Это надо искоренять.

- То есть в министерстве идут кадровые изменения?

- Официальное определение статуса Государственной фискальной службы наконец-то позволит обновить команду и назначить профессионалов на ключевые должности. Уже есть команда единомышленников: люди с огромным опытом, но больше двух месяцев они работали как советники на общественных началах, хотя де-факто занимали пост, например, главы департамента аудита. Так было потому, что пока Налоговая не получила новый статус официально, нельзя было назначать людей на должности. Но скоро эту проблему ликвидируем.

Полностью обновить кадровый состав службы невозможно, поскольку мы - большая организация, где работают почти 60 тыс. человек: в таможне около 11 тыс., остальные - налоговики. В такой огромной машине сложно сменить всю вертикаль. Это происходит поэтапно: обновляем админ- и юрструктуры, внутреннюю безопасность, департаменты контрабанды, коррупции, аудита. Хотя бы на уровне начальников и замов. Но всех не заменишь — особенно в районах, там специалистов по пальцам пересчитать. Кадровые «чистки» сложно проводить еще и потому, что есть препятствия. Только хочешь кого-то уволить, он идет на больничный, в отпуск. Оказывается, у некоторых сотрудников накоплено отпуска аж на 90 дней. Работая в бизнесе, мне не приходилось сталкиваться с такими проблемами: мол, не можешь уволить конкретного человека, потому что он, видите ли, имеет кума-брата-свата в соседних министерствах. Это создает сложности.

- После смены власти началось активное обсуждение реформирования Миндоходов и его разделение на Налоговую, Таможню и Службу финрасследований. В итоге создана Государственная фискальная служба. Изменилась ли при этом структура самого ведомства?

- В целом, хотя Миндоходов и переименована в Госфискальную службу, но все направления деятельности — налоговики, таможенники, силовой блок - остаются под одним куполом. Смысл в этом есть, ведь в свое время потратили сумасшедшие деньги на создание Министерства доходов и сборов. Если не ошибаюсь, речь идет о сумме более 1 млрд грн. Поэтому нет сейчас смысла расформировывать налоговиков, таможенников и налоговую милицию в отдельные ведомства — это снова повлечет внушительные расходы, что неразумно.

Что касается идеи создания Службы финрасследований, проект интересный, но сегодня страна к этому не готова. Налоговая милиция должна оставаться частью Фискальной службы, ведь в работе мы используем и кнут, и пряник. Пока что рановато налоговикам надевать белые рубашки и сидеть-ждать, пока бизнес заплатит налоги. Конечно, надо поощрять нововведения, касающиеся, например, электронного сервиса, но если сейчас из налоговой убрать кнут или пряник, система даст крен.

- Какие задачи приходится решать в первую очередь?

- Сразу взяли под контроль наполнение бюджета. Предыдущая власть оставила казначейство с нулевым счетом. И это проблема, поскольку сейчас деньги нужны не только на жизнедеятельность страны, но и на допнужды, связанные с военными действиями. А компенсаторов нет. То есть те деньги, которые приходят как международная помощь, формируют резерв НБУ, Минфина и казначейства. Но львиную долю дает наша служба: ежемесячно налоговая пополняет госказну на 20 млрд грн, Таможня - еще на 10 млрд. Итого: каждый месяц мы должны обеспечить 30 млрд грн поступлений в госбюджет. Это на уровне первого транша МВФ в $3,2 млрд. Получается, сегодня наше ведомство фактически обеспечивает финстабильность Украины. Несмотря на кризис в стране, наша команда выполнила бюджет в марте, апреле. Тяжело пришлось в мае — оборот в бизнесе сократился на 30%. Мы это видим. Но нет волшебного кармана, куда можно залезть, поэтому продолжаем работать.

- Вывод экономики из тени - один из наиболее эффективных способов наполнения госказны налогами. Есть ли достижения в этом направлении?

- Да, мы боремся с тенью. Есть много схем уклонения от уплаты налогов. Их можно называть по-разному — воровство НДС, налоговые ямы, конвертационные центры, — но все это криминал. К сожалению, предыдущая власть организовала мощную систему по нелегальному возмещению НДС. Популярными были и схемы по минимизации налога на прибыль.

- Как это работало?

- Была создана госпрограмма, в рамках которой бизнес мог работать с некими организациями, искусственно создававшими условия, когда вместо 19% налога на прибыль бизнес платил лишь треть. То есть предприниматели завышали затраты и занижали налоги. А воровство НДС осуществлялось, в частности, так: сначала создавался конвертцентр - сеть липовых организаций, потом по цепочке передавался товар, который изначально был приобретен без уплаты НДС, а конечному клиенту реализовывался за те же деньги, но с предоставлением налоговой накладной. В итоге конечный клиент имел право на налоговый кредит (льгота, состоящая в отсрочке взимания налога, в данном случае НДС. - Авт.). Получается, что конечный клиент в итоге оставался в финплюсе: при определенных взаимозачетах еще и государство возмещало предпринимателю НДС.

Эти схемы бизнес воспринимал на ура, поскольку деньги шли в карман. Сейчас эту систему трудно сломать, ведь предпринимателям, работавшим по этим правилам около трех лет, сложно отказаться от легких денег. Но эти схемы надо ликвидировать, ведь потери от «черных дыр» внушительные - только в 2013-м казна недополучила 50-70 млрд грн.
Вернуть весь бизнес в легальное русло будет непросто: эти схемы находят поддержку в нашей структуре, у правоохранителей, в банках. Поэтому сегодня идет диалог с НБУ, министерствами. А еще проверяем наш коллектив, ищем доказательства, и если находим фактаж - все эти документы передаем в ГПУ. Кроме того, закрываем лазейки для теневых схем: меняем критерии, систему, алгоритмы расчетов. В частности, создаем определенные доступы к базам данных и смотрим, кто имеет к ним доступ, каким образом. Идет сложная игра на уровне районов, областей. А еще готовим законодательный удар - через изменение администрирования этого налога.

Тем не менее, мы сделали главное - прекратили системность, прикрыли госпрограммы. Что интересно, цены в таких схемах, где работали госмонополии и госсектор, упали: если раньше услуги по воровству НДС, по оптимизации налога на прибыль, по обналичиванию средств составляли 8-14% для частников, а для госсектора 20%, поскольку деньги казенные, то теперь расценки снизились до 5-8%. Конечно, отказаться от миллиардов гривен в месяц очень сложно, поэтому многие из тех, кто задействован в схеме, работают на свой страх и риск. Но и этих «партизан» мы отслеживаем и наказываем. Борьба со схемами уже помогла вытянуть из тени почти 1 млрд грн в месяц.

- А как решить проблему зарплат в конвертах - это же еще один механизм уклонения от уплаты налогов?

- По зарплатам в конвертах ситуация иная. Здесь, чтобы сделать заработки белыми, нужно решать вопрос с единым социальным взносом (ЕСВ). Его сумма немаленькая (минимум 422,65 грн.), начисляется на зарплату сотрудника, и в основном от его уплаты страдают работодатели, представляющие малый и средний бизнес. А серьезные компании с большими зарплатами для сотрудников, как правило, особо не заморачиваются на сей счет. Но поскольку по итогам 2013-го в Украине средняя зарплата составила 3200 грн, естественно, большинство населения страны попадает в категорию начисления зарплат в конвертах. По нашим оценкам, в 2013-м примерно 5 млн трудоспособных людей получали зарплату ниже минималки, то есть в конвертах. Масштаб проблемы оценивается в 200 млрд грн. Сумасшедшие деньги.

Чтобы снизить уровень ЕСВ, как нас просят - до 15-18% (сейчас физлица-предприниматели платят за себя в ПФ 34,7%. - Авт.), нужно найти компенсатор на 50 млрд грн. Мы изучаем возможности для решения проблемы. Правда, не факт, что если будет снижен ЕСВ, зарплаты станут белыми.

- Контрабанда и контрафакт алкоголя и сигарет - отдельная тема. Сколько налогов недополучает бюджет?

- Мы первый раз за год сделали бюджет департамента подакцизных товаров - около 2 млрд. грн. В принципе, налоговая милиция неплохо борется с черным рынком водки. Правда, серая водка пока не исчезла с прилавков, но ее стало меньше. Мы обсуждаем внедрение электронной акцизной марки - вернее, комплекса решений, которые помогут ликвидации черного рынка алкоголя. Ведь легальные ликероводочники готовы платить все налоги, но им трудно работать на рынке, когда есть конкуренты с товаром по цене 15 грн за бутылку - эта водка непонятно из какого спирта сделана. Но на эту дешевую продукцию найдется свой покупатель, поскольку доходы населения невысокие, поэтому на ликероводочном рынке надо наводить тотальный порядок.

- Как обстоят дела с налогообложением в Крыму, ведь экономические взаимоотношения полуострова с Киевом так и не урегулированы?

- В Крыму непростая ситуация. Если там человек не готов идти навстречу россиянам, у него могут забрать бизнес. К сожалению, этих людей мы защитить не можем, так как полуостров аннексирован, хотя считаем Крым нашей территорией. С точки зрения сбора налогов полуостров в общую корзину давал немного - около 2%. Но не в этом дело. Важно, чтобы местный бизнес находился в правовом поле: для урегулирования этого вопроса надо принять закон, чтобы полуостров стал свободной экономической зоной (СЭЗ). Ведь если Россия тоже сделает Крым СЭЗ, то такой законодательный формат позволит легализовать отношения Украины с Крымом при фактически двойном подчинении полуострова. Это позволит нашим производителям работать с местным бизнесом, осуществлять двусторонние поставки продукции.

Многие жители Крыма имеют там свои магазины, небольшие производства, выращивают овощи-фрукты. Что сейчас делать этим предпринимателям? Возможно, бизнесу придется создавать отдельные дочерние компании и регистрироваться на полуострове налогоплательщиками. Но им нужна стыковка с континентом. Поэтому, видимо, придется закрыть глаза на какие-то политконфликты, чтобы решить проблемы бизнеса. Мол, окей, теперь у вас два бизнеса: один в Крыму, другой на континенте, а отчитываться вы будете на уровне холдинга. То есть какие-то налоги - например, местные - платить на полуострове, а остальные, если бизнес работает на континенте, - уже в Украине.

Отдельно стоит вопрос о создании полноценной границы с Крымом. Мы туда командировали 120 человек для создания спецпунктов пропуска, где проверять будут налоговики, таможенники и правоохранители. Это важно организовать сейчас, поскольку Крым рискует стать неподконтрольной территорией, откуда может хлынуть контрабанда.

- А как платят налоги восточные области?

- Сегодня кое-кто распускает слухи, будто Восток не платит налоги - это блеф. Луганская область платит хорошо - почти по плану. Харьков тоже исправно платит налоги, суммы приличные. В Донецкой области платят на 70% от плана - но это нормально, ведь сейчас в регионе фактически идет война. Восток для нас важен, ведь Донецк, Луганск, Харьков и Одесса - это 23% сбора налогов в общий котел.

Крупные предприятия, кстати, на Донбассе стараются работать и платить налоги, несмотря на сложную обстановку. Некоторые бизнесмены оплачивают налоги даже авансом. К примеру, по группе СКМ в Донецкой области исправно платят налоги и «Метинвест», и ДТЭК, и шахты, и банки.

Не могу не сказать, что для успокоения ситуации мы стараемся возвращать НДС на Востоке. Ведь если сегодня мы не сделаем этого, завтра Донбасс выйдет с плакатами, мол, раз не вернули НДС, нам не платят зарплаты. А послезавтра эти же люди, не получив зарплаты, выйдут на улицы с винтовками. Маленькая причина - большие проблемы. Поэтому не нужно создавать их искусственно. Вот в апреле вернули 4,2 млрд. грн. НДС. И львиная доля ушла на Восток. А в мае вернули НДС еще больше - 4,9 млрд. грн.

- Из года в год украинские предприятия поднимают проблему переплаты налогов. Как решить вопрос?

- Согласен, надо что-то делать с переплатами по налогам, а также с долгами по НДС. Частично решаем проблему за счет выпуска НДС-облигаций. Уже выпустили бумаг на 7 млрд грн, и это позволило снизить наш долг перед бизнесом. Планируем выпустить второй транш НДС-облигаций с расчетом, чтобы в этом году погасить долги на 16 млрд грн.
Часто слышу в адрес налоговой жалобы: якобы ежемесячный план по сбору н��логов выполняем за счет переплат по налогу на прибыль, мол, предприятия платят налоги авансом, и ничего в этой практике не меняется. Это не так. В системе налогообложения есть такая штука - когда крупные предприятия с доходом свыше 10 млн грн в год платят налоги каждый месяц авансом по принципу 1/12. Расчет этих авансовых платежей идет по прошлому отчетному году. И если кто-то из бизнеса считает, что переплатил, например, на 4 млрд грн, то исправить ситуацию можно даже в режиме авансовых платежей. Просто по итогам первого квартала, если прибыль у предприятия оказалась меньше, можно перерасчитать сумму налога и платить авансово, но меньше. При этом мы пытаемся отойти от практики переплат по налогам. В одночасье проблему не решить, но постепенно — получится.

- Сейчас в Украине поднимается вопрос о необходимости проведения новой налоговой реформы. Чего не хватает нынешнему Налоговому кодексу?

- Проводить нужно не налоговую реформу, а межведомственную. Каждое министерство должно навести порядок в своем огороде. Сначала надо создать рабочие группы, которые проанализируют проблемы конкретных ведомств по направлениям - пенсии, налоги, правоохранители. Группы напишут законопроекты, ликвидирующие лазейки в законах. Позже в эти документы внесут коррективы, а рабочие группы станут межведомственными - сообща и проведем реформу. Это полезно и для децентрализации власти. К примеру, наша команда уже оценила, как надо правильно децентрализовать налоговую систему - что из налогов-сборов лучше передать на места.

Что касается налоговой реформы, то в идеале вся законодательная база будет разработана к 2016-му. Но столько времени ждать нельзя: бизнес сейчас работает и зарабатывает. Поэтому Налоговая решила пойти иным путем: те инициативы, которые мы можем реализовать, уже внедряем. Особое внимание уделяем смене критериев проверок для налоговой милиции: сейчас убрали план, чтобы ликвидировать бессмысленные ревизии и предвзятое отношение к бизнесу. Зачем проверять предприятие, если оно платит налоги нормально? Незачем, ведь часто выезд команды обходится дороже, чем обнаруженные в итоге ошибки в бухгалтерии.

Когда все эти налоговые инициативы будут обкатаны на практике, тогда их можно включать в проект нового Налогового кодекса, представлять в рамках Межведомственной реформы. Каждое такое изменение позволит пошагово превратить нашу страну в Сингапур. Ведь что нужно Украине? Десять простых налогов - к примеру, НДС, налог на доходы физлиц, акцизы, ЕСВ. Для этого мы сейчас разбираемся: какие налоги работают и собирают деньги в госказну, а от каких можно отказаться.

Считаю, эти процессы нам жизненно важны, ведь в стране с прозрачной налоговой системой иностранные инвесторы будут охотнее реализовывать бизнес-проекты. И такие инвестиции могут прийти в агросектор, порты, IT-отрасль. А создание условий для прихода капитала в Украину - в частности, в виде более низких налоговых ставок, чем в ЕС, - ускорит эти процессы. Люди получат рабочие места и хорошую зарплату, а центр прибыли из Кипра переедет в Украину.

- Готов ли бизнес к серьезным изменениям в налогах?

- Есть список налоговых инициатив, которые мы раздали бизнесу. Теперь сидим и ждем, когда получим их назад - с критикой. Но пока бизнес не все спешит вести с налоговиками диалог. Крикунов, чем-то недовольных, много, но когда доходит до дела, критиканов как ветром сдувает. Получается, работает налоговая по принципу футбольного матча: 22 игрока и 85 тысяч болельщиков.

- И о личном: в плотном рабочем графике удается выделить время на отдых?

- Работа специфическая. В 6:00 подъем и заканчиваем в час ночи. И тут самое главное - выспаться. Я даже детей толком не вижу более двух месяцев. Боюсь, что они без меня вырастут, выучатся и пойдут работать. Раньше увлекался сквошем, но, честно, играл давно.

Профиль: Инвестбанкир и налоговик

Игорь Билоус ро¬дил¬ся 26 января 1978 года в Тернополе. С отличием окончил Киевский национальный экономический университет в области международной экономики. Имеет диплом бакалавра в области международных финансов и бухгалтерского учета в Нортумбрийском университете (г. Ньюкасл, Великобритания).

Инвестиционный банкир. Работал аналитиком в столичной инвесткомпании SARSCapital, которая специализируется на слияниях-поглощениях, возглавлял направление украинского бизнеса в инвестбанке UBS. Также был вице-президентом в Consortium Industrial Group.

Работая инвестбанкиром, был задействован во многих операциях с украинскими активами. В том ч��сле, в приобретении компанией Mittal Steel 93,02% акций в меткомбинете «Криворожсталь», в продаже 51% акций в «УкрСиббанке» французскому BNP Paribas, в продаже 60% акций в банке «Форум» немецкому Commezbank и т. д. Главой Налоговой службы назначен в марте 2014-го, а в июне - главой Государственной фискальной службы.

Красивая статья !жаль что Билоус такой же "крадун" как и все до одного сотрудники ФСУ.((


Еще

Будет продлен до 31 декабря 2017 года мораторий на плановые проверки бизнеса.

За принятие во втором чтении и в целом соответствующего законопроекта №3153 «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» проголосовали 235 народных депутатов.

Как отметил в ходе заседания глава комитета по вопросам промышленной политики Виктор Галасюк, временный мораторий на проверки вводится для того, чтобы бизнес успел передохнуть от «драконьего контроля», а государство могло разработать соответствующие критерии, риск-ориентированные механизмы контроля на основе новых принципов государственного надзора и контроля, утвержденных базовым законом №2418.

Так, документ запрещает для большей части органов госнадзора возможность плановых проверок, но не ограничивает возможность внеплановых проверок, для которых предусматриваются четыре основания, в том числе по решению суда, по заявлению субъекта хозяйствования, в случае наступления аварии, по обоснованному обращению физического лица и согласованию компетентного органа Государственной регуляторной службы (ГРС). При этом, по словам В.Галасюка, согласование ГРС занимает пять дней.

В то же время, согласно закону, его действие не распространяется на отношения, возникающие при проведении проверок органами госрегулирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг, рынка ценных бумаг, безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов, контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, в сферах налоговой политики, государственного таможенного дела, финансового контроля, экспортного контроля, безопасности использования ядерной энергии, гражданской авиации и использования воздушного пространства Украины, государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, проверок Национальным Советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Национальным банком Украины, Антимонопольным комитетом Украины.

Согласно проекту закона №3153, принятому в первом чтении, Верховная Рада намеревалась продлить мораторий до 1 июля 2016 года.

Рада в четверг также приняла во втором чтении проект закона о внесении изменений в закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (№ 2418а) относительно либерализации системы госнадзора.

Как сообщалось, в Украине с осени 2014 года действует введенный правительством мораторий на проверки деятельности всех субъектов предпринимательской деятельности, кроме проверок, проводимых Госфининспекцией и Государственной фискальной службой (ГФС). Проверки могут осуществляться только с разрешения правительства или по просьбе самой компании.

Правительство Украины на заседании 24 июня поддержало предложение Минэкономразвития о продлении моратория на проверки бизнеса до конца 2016 года и приняло соответствующее решение.




Еще


 

Україна понад усе!


Олександр

ЦитатаЦитата (ЧП "Регина", 04.11.2016 07:38):
Будет продлен до 31 декабря 2017 года мораторий на плановые проверки бизнеса.


Ага. И тут же в требованиях МВФ для получения очередного транша видим, что правительство обещает мораторий ограничить 2016 годом.
Отака .... малята.


Еще

ЦитатаЦитата (ЧП "Регина", 19.06.2014 12:21):
Глава Госфискальной службы Игорь Билоус: В Украине должно остаться 10 налогов
Главный налоговик в интервью «Сегодня» рассказал о кадровых чистках, о реформах в ведомстве, о налоговых платежах в восточных регионах и необходимости присвоения статуса свободной экономической зоны Крыму
- Игорь Олегович, до назначения на должность главного налоговика вы работали инвестиционным банкиром. Сложно было адаптироваться на новом месте? Ведь Налоговая служба - новое направление в вашей работе.

- Непросто принималось решение прийти в госсектор из бизнеса, но сегодня таких людей много. Сразу после назначения пришлось буквально пройти курс бойца: сейчас в стране напряженная обстановка, посему часто ответственные решения нужно принимать с ходу, например, когда речь идет об эвакуации донецкого офиса Налоговой службы.

И, по идее, в такой ситуации команда Налоговой должна работать как единый механизм. Но сразу после назначения столкнулся с проблемой: менталитет работы тут другой. Создается впечатление, что люди, с которыми работаешь, живут в ином измерении. Причем многие не видят даже связи с землей - то есть с реальным бизнесом. Это надо искоренять.

- То есть в министерстве идут кадровые изменения?

- Официальное определение статуса Государственной фискальной службы наконец-то позволит обновить команду и назначить профессионалов на ключевые должности. Уже есть команда единомышленников: люди с огромным опытом, но больше двух месяцев они работали как советники на общественных началах, хотя де-факто занимали пост, например, главы департамента аудита. Так было потому, что пока Налоговая не получила новый статус официально, нельзя было назначать людей на должности. Но скоро эту проблему ликвидируем.

Полностью обновить кадровый состав службы невозможно, поскольку мы - большая организация, где работают почти 60 тыс. человек: в таможне около 11 тыс., остальные - налоговики. В такой огромной машине сложно сменить всю вертикаль. Это происходит поэтапно: обновляем админ- и юрструктуры, внутреннюю безопасность, департаменты контрабанды, коррупции, аудита. Хотя бы на уровне начальников и замов. Но всех не заменишь — особенно в районах, там специалистов по пальцам пересчитать. Кадровые «чистки» сложно проводить еще и потому, что есть препятствия. Только хочешь кого-то уволить, он идет на больничный, в отпуск. Оказывается, у некоторых сотрудников накоплено отпуска аж на 90 дней. Работая в бизнесе, мне не приходилось сталкиваться с такими проблемами: мол, не можешь уволить конкретного человека, потому что он, видите ли, имеет кума-брата-свата в соседних министерствах. Это создает сложности.

- После смены власти началось активное обсуждение реформирования Миндоходов и его разделение на Налоговую, Таможню и Службу финрасследований. В итоге создана Государственная фискальная служба. Изменилась ли при этом структура самого ведомства?

- В целом, хотя Миндоходов и переименована в Госфискальную службу, но все направления деятельности — налоговики, таможенники, силовой блок - остаются под одним куполом. Смысл в этом есть, ведь в свое время потратили сумасшедшие деньги на создание Министерства доходов и сборов. Если не ошибаюсь, речь идет о сумме более 1 млрд грн. Поэтому нет сейчас смысла расформировывать налоговиков, таможенников и налоговую милицию в отдельные ведомства — это снова повлечет внушительные расходы, что неразумно.

Что касается идеи создания Службы финрасследований, проект интересный, но сегодня страна к этому не готова. Налоговая милиция должна оставаться частью Фискальной службы, ведь в работе мы используем и кнут, и пряник. Пока что рановато налоговикам надевать белые рубашки и сидеть-ждать, пока бизнес заплатит налоги. Конечно, надо поощрять нововведения, касающиеся, например, электронного сервиса, но если сейчас из налоговой убрать кнут или пряник, система даст крен.

- Какие задачи приходится решать в первую очередь?

- Сразу взяли под контроль наполнение бюджета. Предыдущая власть оставила казначейство с нулевым счетом. И это проблема, поскольку сейчас деньги нужны не только на жизнедеятельность страны, но и на допнужды, связанные с военными действиями. А компенсаторов нет. То есть те деньги, которые приходят как международная помощь, формируют резерв НБУ, Минфина и казначейства. Но львиную долю дает наша служба: ежемесячно налоговая пополняет госказну на 20 млрд грн, Таможня - еще на 10 млрд. Итого: каждый месяц мы должны обеспечить 30 млрд грн поступлений в госбюджет. Это на уровне первого транша МВФ в $3,2 млрд. Получается, сегодня наше ведомство фактически обеспечивает финстабильность Украины. Несмотря на кризис в стране, наша команда выполнила бюджет в марте, апреле. Тяжело пришлось в мае — оборот в бизнесе сократился на 30%. Мы это видим. Но нет волшебного кармана, куда можно залезть, поэтому продолжаем работать.

- Вывод экономики из тени - один из наиболее эффективных способов наполнения госказны налогами. Есть ли достижения в этом направлении?

- Да, мы боремся с тенью. Есть много схем уклонения от уплаты налогов. Их можно называть по-разному — воровство НДС, налоговые ямы, конвертационные центры, — но все это криминал. К сожалению, предыдущая власть организовала мощную систему по нелегальному возмещению НДС. Популярными были и схемы по минимизации налога на прибыль.

- Как это работало?

- Была создана госпрограмма, в рамках которой бизнес мог работать с некими организациями, искусственно создававшими условия, когда вместо 19% налога на прибыль бизнес платил лишь треть. То есть предприниматели завышали затраты и занижали налоги. А воровство НДС осуществлялось, в частности, так: сначала создавался конвертцентр - сеть липовых организаций, потом по цепочке передавался товар, который изначально был приобретен без уплаты НДС, а конечному клиенту реализовывался за те же деньги, но с предоставлением налоговой накладной. В итоге конечный клиент имел право на налоговый кредит (льгота, состоящая в отсрочке взимания налога, в данном случае НДС. - Авт.). Получается, что конечный клиент в итоге оставался в финплюсе: при определенных взаимозачетах еще и государство возмещало предпринимателю НДС.

Эти схемы бизнес воспринимал на ура, поскольку деньги шли в карман. Сейчас эту систему трудно сломать, ведь предпринимателям, работавшим по этим правилам около трех лет, сложно отказаться от легких денег. Но эти схемы надо ликвидировать, ведь потери от «черных дыр» внушительные - только в 2013-м казна недополучила 50-70 млрд грн.
Вернуть весь бизнес в легальное русло будет непросто: эти схемы находят поддержку в нашей структуре, у правоохранителей, в банках. Поэтому сегодня идет диалог с НБУ, министерствами. А еще проверяем наш коллектив, ищем доказательства, и если находим фактаж - все эти документы передаем в ГПУ. Кроме того, закрываем лазейки для теневых схем: меняем критерии, систему, алгоритмы расчетов. В частности, создаем определенные доступы к базам данных и смотрим, кто имеет к ним доступ, каким образом. Идет сложная игра на уровне районов, областей. А еще готовим законодательный удар - через изменение администрирования этого налога.

Тем не менее, мы сделали главное - прекратили системность, прикрыли госпрограммы. Что интересно, цены в таких схемах, где работали госмонополии и госсектор, упали: если раньше услуги по воровству НДС, по оптимизации налога на прибыль, по обналичиванию средств составляли 8-14% для частников, а для госсектора 20%, поскольку деньги казенные, то теперь расценки снизились до 5-8%. Конечно, отказаться от миллиардов гривен в месяц очень сложно, поэтому многие из тех, кто задействован в схеме, работают на свой страх и риск. Но и этих «партизан» мы отслеживаем и наказываем. Борьба со схемами уже помогла вытянуть из тени почти 1 млрд грн в месяц.

- А как решить проблему зарплат в конвертах - это же еще один механизм уклонения от уплаты налогов?

- По зарплатам в конвертах ситуация иная. Здесь, чтобы сделать заработки белыми, нужно решать вопрос с единым социальным взносом (ЕСВ). Его сумма немаленькая (минимум 422,65 грн.), начисляется на зарплату сотрудника, и в основном от его уплаты страдают работодатели, представляющие малый и средний бизнес. А серьезные компании с большими зарплатами для сотрудников, как правило, особо не заморачиваются на сей счет. Но поскольку по итогам 2013-го в Украине средняя зарплата составила 3200 грн, естественно, большинство населения страны попадает в категорию начисления зарплат в конвертах. По нашим оценкам, в 2013-м примерно 5 млн трудоспособных людей получали зарплату ниже минималки, то есть в конвертах. Масштаб проблемы оценивается в 200 млрд грн. Сумасшедшие деньги.

Чтобы снизить уровень ЕСВ, как нас просят - до 15-18% (сейчас физлица-предприниматели платят за себя в ПФ 34,7%. - Авт.), нужно найти компенсатор на 50 млрд грн. Мы изучаем возможности для решения проблемы. Правда, не факт, что если будет снижен ЕСВ, зарплаты станут белыми.

- Контрабанда и контрафакт алкоголя и сигарет - отдельная тема. Сколько налогов недополучает бюджет?

- Мы первый раз за год сделали бюджет департамента подакцизных товаров - около 2 млрд. грн. В принципе, налоговая милиция неплохо борется с черным рынком водки. Правда, серая водка пока не исчезла с прилавков, но ее стало меньше. Мы обсуждаем внедрение электронной акцизной марки - вернее, комплекса решений, которые помогут ликвидации черного рынка алкоголя. Ведь легальные ликероводочники готовы платить все налоги, но им трудно работать на рынке, когда есть конкуренты с товаром по цене 15 грн за бутылку - эта водка непонятно из какого спирта сделана. Но на эту дешевую продукцию найдется свой покупатель, поскольку доходы населения невысокие, поэтому на ликероводочном рынке надо наводить тотальный порядок.

- Как обстоят дела с налогообложением в Крыму, ведь экономические взаимоотношения полуострова с Киевом так и не урегулированы?

- В Крыму непростая ситуация. Если там человек не готов идти навстречу россиянам, у него могут забрать бизнес. К сожалению, этих людей мы защитить не можем, так как полуостров аннексирован, хотя считаем Крым нашей территорией. С точки зрения сбора налогов полуостров в общую корзину давал немного - около 2%. Но не в этом дело. Важно, чтобы местный бизнес находился в правовом поле: для урегулирования этого вопроса надо принять закон, чтобы полуостров стал свободной экономической зоной (СЭЗ). Ведь если Россия тоже сделает Крым СЭЗ, то такой законодательный формат позволит легализовать отношения Украины с Крымом при фактически двойном подчинении полуострова. Это позволит нашим производителям работать с местным бизнесом, осуществлять двусторонние поставки продукции.

Многие жители Крыма имеют там свои магазины, небольшие производства, выращивают овощи-фрукты. Что сейчас делать этим предпринимателям? Возможно, бизнесу придется создавать отдельные дочерние компании и регистрироваться на полуострове налогоплательщиками. Но им нужна стыковка с континентом. Поэтому, видимо, придется закрыть глаза на какие-то политконфликты, чтобы решить проблемы бизнеса. Мол, окей, теперь у вас два бизнеса: один в Крыму, другой на континенте, а отчитываться вы будете на уровне холдинга. То есть какие-то налоги - например, местные - платить на полуострове, а остальные, если бизнес работает на континенте, - уже в Украине.

Отдельно стоит вопрос о создании полноценной границы с Крымом. Мы туда командировали 120 человек для создания спецпунктов пропуска, где проверять будут налоговики, таможенники и правоохранители. Это важно организовать сейчас, поскольку Крым рискует стать неподконтрольной территорией, откуда может хлынуть контрабанда.

- А как платят налоги восточные области?

- Сегодня кое-кто распускает слухи, будто Восток не платит налоги - это блеф. Луганская область платит хорошо - почти по плану. Харьков тоже исправно платит налоги, суммы приличные. В Донецкой области платят на 70% от плана - но это нормально, ведь сейчас в регионе фактически идет война. Восток для нас важен, ведь Донецк, Луганск, Харьков и Одесса - это 23% сбора налогов в общий котел.

Крупные предприятия, кстати, на Донбассе стараются работать и платить налоги, несмотря на сложную обстановку. Некоторые бизнесмены оплачивают налоги даже авансом. К примеру, по группе СКМ в Донецкой области исправно платят налоги и «Метинвест», и ДТЭК, и шахты, и банки.

Не могу не сказать, что для успокоения ситуации мы стараемся возвращать НДС на Востоке. Ведь если сегодня мы не сделаем этого, завтра Донбасс выйдет с плакатами, мол, раз не вернули НДС, нам не платят зарплаты. А послезавтра эти же люди, не получив зарплаты, выйдут на улицы с винтовками. Маленькая причина - большие проблемы. Поэтому не нужно создавать их искусственно. Вот в апреле вернули 4,2 млрд. грн. НДС. И львиная доля ушла на Восток. А в мае вернули НДС еще больше - 4,9 млрд. грн.

- Из года в год украинские предприятия поднимают проблему переплаты налогов. Как решить вопрос?

- Согласен, надо что-то делать с переплатами по налогам, а также с долгами по НДС. Частично решаем проблему за счет выпуска НДС-облигаций. Уже выпустили бумаг на 7 млрд грн, и это позволило снизить наш долг перед бизнесом. Планируем выпустить второй транш НДС-облигаций с расчетом, чтобы в этом году погасить долги на 16 млрд грн.
Часто слышу в адрес налоговой жалобы: якобы ежемесячный план по сбору налогов выполняем за счет переплат по налогу на прибыль, мол, предприятия платят налоги авансом, и ничего в этой практике не меняется. Это не так. В системе налогообложения есть такая штука - когда крупные предприятия с доходом свыше 10 млн грн в год платят налоги каждый месяц авансом по принципу 1/12. Расчет этих авансовых платежей идет по прошлому отчетному году. И если кто-то из бизнеса считает, что переплатил, например, на 4 млрд грн, то исправить ситуацию можно даже в режиме авансовых платежей. Просто по итогам первого квартала, если прибыль у предприятия оказалась меньше, можно перерасчитать сумму налога и платить авансово, но меньше. При этом мы пытаемся отойти от практики переплат по налогам. В одночасье проблему не решить, но постепенно — получится.

- Сейчас в Украине поднимается вопрос о необходимости проведения новой налоговой реформы. Чего не хватает нынешнему Налоговому кодексу?

- Проводить нужно не налоговую реформу, а межведомственную. Каждое министерство должно навести порядок в своем огороде. Сначала надо создать рабочие группы, которые проанализируют проблемы конкретных ведомств по направлениям - пенсии, налоги, правоохранители. Группы напишут законопроекты, ликвидирующие лазейки в законах. Позже в эти документы внесут коррективы, а рабочие группы станут межведомственными - сообща и проведем реформу. Это полезно и для децентрализации власти. К примеру, наша команда уже оценила, как надо правильно децентрализовать налоговую систему - что из налогов-сборов лучше передать на места.

Что касается налоговой реформы, то в идеале вся законодательная база будет разработана к 2016-му. Но столько времени ждать нельзя: бизнес сейчас работает и зарабатывает. Поэтому Налоговая решила пойти иным путем: те инициативы, которые мы можем реализовать, уже внедряем. Особое внимание уделяем смене критериев проверок для налоговой милиции: сейчас убрали план, чтобы ликвидировать бессмысленные ревизии и предвзятое отношение к бизнесу. Зачем проверять предприятие, если оно платит налоги нормально? Незачем, ведь часто выезд команды обходится дороже, чем обнаруженные в итоге ошибки в бухгалтерии.

Когда все эти налоговые инициативы будут обкатаны на практике, тогда их можно включать в проект нового Налогового кодекса, представлять в рамках Межведомственной реформы. Каждое такое изменение позволит пошагово превратить нашу страну в Сингапур. Ведь что нужно Украине? Десять простых налогов - к примеру, НДС, налог на доходы физлиц, акцизы, ЕСВ. Для этого мы сейчас разбираемся: какие налоги работают и собирают деньги в госказну, а от каких можно отказаться.

Считаю, эти процессы нам жизненно важны, ведь в стране с прозрачной налоговой системой иностранные инвесторы будут охотнее реализовывать бизнес-проекты. И такие инвестиции могут прийти в агросектор, порты, IT-отрасль. А создание условий для прихода капитала в Украину - в частности, в виде более низких налоговых ставок, чем в ЕС, - ускорит эти процессы. Люди получат рабочие места и хорошую зарплату, а центр прибыли из Кипра переедет в Украину.

- Готов ли бизнес к серьезным изменениям в налогах?

- Есть список налоговых инициатив, которые мы раздали бизнесу. Теперь сидим и ждем, когда получим их назад - с критикой. Но пока бизнес не все спешит вести с налоговиками диалог. Крикунов, чем-то недовольных, много, но когда доходит до дела, критиканов как ветром сдувает. Получается, работает налоговая по принципу футбольного матча: 22 игрока и 85 тысяч болельщиков.

- И о личном: в плотном рабочем графике удается выделить время на отдых?

- Работа специфическая. В 6:00 подъем и заканчиваем в час ночи. И тут самое главное - выспаться. Я даже детей толком не вижу более двух месяцев. Боюсь, что они без меня вырастут, выучатся и пойдут работать. Раньше увлекался сквошем, но, честно, играл давно.

Профиль: Инвестбанкир и налоговик

Игорь Билоус ро¬дил¬ся 26 января 1978 года в Тернополе. С отличием окончил Киевский национальный экономический университет в области международной экономики. Имеет диплом бакалавра в области международных финансов и бухгалтерского учета в Нортумбрийском университете (г. Ньюкасл, Великобритания).

Инвестиционный банкир. Работал аналитиком в столичной инвесткомпании SARSCapital, которая специализируется на слияниях-поглощениях, возглавлял направление украинского бизнеса в инвестбанке UBS. Также был вице-президентом в Consortium Industrial Group.

Работая инвестбанкиром, был задействован во многих операциях с украинскими активами. В том числе, в приобретении компанией Mittal Steel 93,02% акций в меткомбинете «Криворожсталь», в продаже 51% акций в «УкрСиббанке» французскому BNP Paribas, в продаже 60% акций в банке «Форум» немецкому Commezbank и т. д. Главой Налоговой службы назначен в марте 2014-го, а в июне - главой Государственной фискальной службы.


Ну!..
Якщо Ніні Миколаївні пост Юлійовича не сподобався,
знвачить стаття цікава!
Треба читати і "плюсувати":D

А тут іще ось В. Пекар перепощує у фейсбуці такі речі:)



Многие не понимают.
Майдан 3.0 уже во всю идет, но он не на площади. Он в сотнях новых проектов, внутри трансформирующихся людей и организаций.
Старая система уже проиграла. Потому что она не понимает будущего и не может против него бороться ибо оно невидимое пока.
Все что вы видете на майданах, борьбу с коррупцией, политические лозунги - это все артефакты прошлого, не важно со знаком плюс или минус.
Готовьтесь к встрече с новым и открывайте сердце для принципиально иных проектов и бизнесов. Для преобразования себя.
Нам повезло.
Волна скоро прибудет.
У нас особая миссия.
Все буде добре.


Еще

Парламент і уряд у листопаді затвердили ряд законодавчих ініціатив, які впроваджують системні зміни у сфері державного нагляду і контролю за господарською діяльністю. Що зміниться для бізнесу, а що — для контролюючих органів, з'ясовували журналісти сайту "24".

3 листопада Верховна Рада схвалила законопроект "Про внесення змін до Закону України "Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності" (2418). Його наслідок — лібералізація системи державного нагляду.

Серед нововведень: під дію цього нормативно-правового акту вперше потрапляють сфери, які не були раніше у полі зору законодавства. Наприклад, державний нагляд у сфері цивільної авіації, дотримання вимог ядерної безпеки та законодавства про працю. Це дозволить створити єдині правила для практично всіх контролюючих органів.

Також, відповідно до цього закону, буде зменшено частоту планових перевірок суб’єктів господарювання з високим ступенем ризику, вони будуть перевірятися 1 раз на 2 роки.

Буде запроваджена і певна публічна відповідальність самого контролюючого органу – якщо він не розмістив на своєму сайті уніфіковану форму акту з переліком питань, що перевірятимуться у суб’єкта господарювання, то він не допускається на перевірку.

Мораторій на перевірки

Також 3 листопада схвалено законопроект "Про особливості здійснення заходів державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності" (3153). Він передбачає продовження мораторію на проведення перевірок бізнесу до 31 грудня 2017 року. Мораторій не поширюється на проведення планових заходів Державної ветеринарної та фітосанітарної служби України щодо перевірки безпечності та якості харчових продуктів.

Голова Державної регуляторної служби України Ксенія Ляпіна під час зустрічі з представниками бізнесу зауважила, що вважає введення і продовження мораторію на перевірки правильним рішенням.

На мій погляд, мораторій довів одну дуже просту річ: вся система контролю, яка існувала, ніякого зв'язку з життям не мала. Скільки пожеж було — стільки і є, скільки санітарних випадків траплялось — стільки і залишилось, скільки фальсифікату було — стільки і залишилось. А порушення залежать більше від загальної економічної ситуації, ніж від кількості і щільності контролю. Все це доводить, що система ніколи не була прямо пов’язаною з результатом. Процес був заради процесу, і якоїсь вимірюваної користі для суспільства не ніс,
— зазначила Ляпіна.

За її словами, головне завдання продовження мораторію ще на рік — закінчити перебудову контролюючих органів і зробити їх ефективними, щоб у звіті фігурувала не цифра кількості перевірок, а чи змінились показники на ринку в результаті цих перевірок. При цьому, наповнення закону про мораторій відрізняється від того, який діяв упродовж 2 останніх років: замість майже повної заборони перевірок носитиме характер обмеженого контролю. Що значить — є можливості для позапланових перевірок (на підставі звернення фізичної чи юридичної особи про порушення суб’єктом господарювання його законних прав). Таке звернення повинно бути розглянуто та погоджено з Державною регуляторної службою на предмет обґрунтованості скарги.

Як наголосила голова Регуляторної служби, за найближчий рік має бути створена прозора система комплексних перевірок, після чого самі суб'єкти господарювання і громадськість зможуть перевіряти, як працює система контролю. А доти працюватиме умовний обмежувальний закон, коли треба буде довести обґрунтованість перевірки.

"Дерегуляційний день" у Кабміні

Сьогодні уряд скасував більше 360 застарілих обмежуючих нормативних актів.

Таким чином регуляторне поле очистили від застарілих та незаконних актів, спростили процедури у сфері земельних відносин, IT, нотаріаті.

Сьогодні ці сфери мають ряд бар'єрів, в тому числі корупційних, які стримують розвиток та економічне зростання. Тому ми, як експерти, які допомагали готувати ці рішення, намагалися забрати усі підвалини для того, щоб це не відбувалося,
— наголосив голова Офісу ефективного регулювання Олексій Гончарук.

Як приклад він навів рішення щодо скасування мінімальної ціни на нотаріальні послуги, яке дозволить лише на оформленні угод з нерухомістю до 2020 року зекономити більше 1 мільярду гривень.

Серед основних сьогоднішніх рішень:

- очищення регуляторного поля від незаконних та неактуальних актів, а саме скасування близько 400 нормативно-правових актів, які створювали додаткові барєри для розвитку бізнесу;

- дерегуляція в ІТ-секторі, а саме корегування орендних ставок з 40% до 18%, скорочення процедури введення в експлуатацію технічних засобів на 1 місяць. Загалом майже 30 тисяч субєктів господарювання отримають покращені умови ведення бізнесу в цій сфері;

- скасування мінімального розміру оплати послуг нотаріусів на рівні 1%, що дозволить створити прозоре поле ціноутворення, знизити витрати на придбання нерухомості;

- відміна заборони на змішування зерна різних сортів, що призведе до зниження логістичних втрат, збільшення потужності елеваторів і портів, і, як наслідок, збільшення валютних надходжень до бюджету. Очікується, що економічний ефект для бізнесу до 2020 року складе більше 10 млрд гривень.


Еще


 

Україна понад усе!


Олександр
Кто читает тему
Пользователей 0
Гостей 0