trucksnearme
Правильность оформления ТТН
Новые сообщения
Количество постов 10
Автор
Сообщение

Добрый день.
Во время работы возник спорный вопрос с бухгалтерией.
Я представляю юридическое лицо, у которого подписан договор на экспедиторское обслуживание с клиентом (заказчиком грузоперевозки). При оформлении ТТН, клиент в графе : Автопредприятие пишет название моей компании. После того, как к нам поступает оригинал ТТН, наша бухгалтерия отказывается оплачивать фрахт перевозчику, потому что в графе Автопредприятие указана не компания - перевозчик, а мы.
По словам бухгалтерии в ТТН должен быть указан реальный перевозчик и там же должна стоять печать перевозчика.
Хотелось бы услышать оценку юристов.
Объясните кто в данном случае прав и как должно выглядеть по законодательству Украины. Также просьба дать ссылки на Закон, согласно которому регламентируется данный вопрос.
С уважением, Дмитрий


Еще

Типовая форма №1-ТН, утверждена приказом Минтранса, Минстата Украины от 29.12.95г. №488/346 "Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля". 1-й экз. ТТН получает грузоотправитель, 2-й - грузополучатель, 3 и 4-й - автопредприятие. Прочтите этот приказ, там все сказано. Экспедиторы почти всегда указывают себя в качестве автопредприятия, но это незаконно. Это делается для того, чтобы помешать непосредственному контакту грузоотправителя и перевозчика.


Еще


Добрый день.
Во время работы возник спорный вопрос с бухгалтерией.
Я представляю юридическое лицо, у которого подписан договор на экспедиторское обслуживание с клиентом (заказчиком грузоперевозки). При оформлении ТТН, клиент в графе : Автопредприятие пишет название моей компании. После того, как к нам поступает оригинал ТТН, наша бухгалтерия отказывается оплачивать фрахт перевозчику, потому что в графе Автопредприятие указана не компания - перевозчик, а мы.
По словам бухгалтерии в ТТН должен быть указан реальный перевозчик и там же должна стоять печать перевозчика.
Хотелось бы услышать оценку юристов.
Объясните кто в данном случае прав и как должно выглядеть по законодательству Украины. Также просьба дать ссылки на Закон, согласно которому регламентируется данный вопрос.
С уважением, Дмитрий


http://www.dtkt.com.ua/show/1cid12085.html


Товарно-транспортная накладная и валовые расходы.(с.51)

Опубликовано в Бухгалтерии N48 (723) от 27 НОЯБРЯ 2006 года



Товарно-транспортная накладная и валовые расходы.


Татьяна СУШАЛЬСКАЯ, редактор

Нормативная база



* Указ № 493
Указ Президента Украины от 03.10.92 г. № 493/92 «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти»

* Закон о прибыли
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР

* Закон о бухучете
Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»

* Постановление ВХСУ
Постановление ВХСУ от 17.02.2005 г. № 34/281а

* Правила перевозки
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363

Вопрос о наличии товарно-транспортной накладной (ТТН) как документа, необходимого для оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), с завидной настойчивостью обсуждался на страницах различных изданий на протяжении нескольких последних лет. Отдельные государственные органы, ломая «бухгалтерское» представление об основаниях для оприходования ТМЦ, периодически напоминали об «эпохальном» значении ТТН для данного процесса, а независимые специалисты активно этому противостояли. В конце концов, дело дошло до суда (прецедент случился в г.Донецке), который, можно сказать, «дискредитировал» ТТН как обязательный документ в принципе, издав Постановление ВХСУ. Причем процесс «дискредитации» был осуществлен мастерски: в его основу был положен тот факт, что приказ Минтранса Украины и Минстата Украины от 29.12.95 г. № 488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» (далее — Приказ № 488/346), по которому применение ТТН по форме № 1-ТН является обязательным для всех субъектов предпринимательства, не зарегистрирован в Минюсте Украины1. При этом, по мнению ВХСУ, отсутствие такой регистрации само по себе является серьезным нарушением Указа № 493.
Напомним, что согласно ст.1 этого Указа с 01.01.93 г. нормативно-правовые акты, которые издаются, в частности, министерствами и затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации. Согласно ст.2 Указа№ 493 органом государственной регистрации для нормативно-правовых документов министерств определен Минюст Украины. Только после регистрации в Минюсте упомянутые акты вступают в силу (через 10 дней после регистрации, если в самом нормативно-правовом акте не установлен более поздний срок).
Иными словами, все вышесказанное означает, что Приказ № 488/346 не имеет статуса нормативного документа, а значит, все его нормы не могут считаться обязательными к применению.
Похоже, что Госпредпринимательства не жалует ВХСУ либо ничего не знает о существовании Постановления ВХСУ. Иначе как объяснить появление очередного разъяснения этого ведомства — Письма № 61972? В нем Госпредпринимательства, основываясь на нормах целого ряда документов, в том числе Закона о бухучете3 и Закона о прибыли4, делает вывод: плательщик налога на прибыль не может включить в состав валовых расходов затраты, понесенные при приобретении ТМЦ без наличия ТТН (при перемещении ТМЦ автомобильным транспортом). Более того, она названа «единым для всех участников товарно-транспортного процесса юридическим документом, регулирующим списание товарно-материальных ценностей, учет в пути их перемещения, приходование, складской, оперативный и бухгалтерский учет, а также расчеты за перевозку груза и учет выполненной работы»5. В общем, в огороде — бузина, а в Киеве — дядька. Но, не опускаясь до огульной критики уважаемого ведомства, хотелось бы все же понять, с каких пор Госпредпринимательства считает себя органом, который вправе влиять на ведение не только налогового, но и бухгалтерского учета субъектами хозяйствования? По нашему мнению, это вопрос, мягко говоря, не в его компетенции. Напомним, что на протяжении нескольких последних лет даже в вопросе принадлежности ТТН к группе бланков строгой отчетности Госпредпринимательства высказывал противоположные мнения, периодически вводя в заблуждение налогоплательщиков6.
Но вернемся к Письму № 6197. Для того, чтобы «привязать» валовые расходы предприятий к наличию ТТН, Госпредпринимательства в данном письме прибегнул к анализу огромного количества документов. Так и хочется сказать: «смешались в кучу кони, люди…». Но, по нашему мнению, убедительным такой анализ назвать трудно. Итак, все по порядку.
Как пишет Госпредпринимательства, согласно пп.5.3.9 ст.5 Закона о прибыли расходы, не подтвержденные документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета, не относятся к составу валовых расходов. Но вся бухгалтерская общественность давно в курсе, что эта норма Закона «мертворожденная», поскольку не существует не только названных документов, но и самих правил налогового учета, которыми данные документы должны были быть предусмотрены (это к вопросу о компетентности комитета). Обращаем внимание: хотя статья 11 Закона о прибыли формально и называется «Правила ведения налогового учета», ее нормы касаются только дат увеличения валового дохода и валовых расходов.
Идем дальше. Действительно, в соответствии со ст.9 Закона о бухучете хозяйственные операции фиксируются в бухгалтерском учете предприятия на основании первичных документов. Те, в свою очередь, как подчеркивает Госпредпринимательства, составляются на бланках типовых форм, утвержденных Минстатом Украины, а также на бланках специализированных форм, утвержденных другими министерствами и ведомствами (п.2.7 Положения № 887). Через норму ст.3 Закона о бухучете о том, что бухучет является основой для налогового учета, можно «подтянуть» обязательность наличия первичных документов на бланках типовых и специализированных форм и для ведения налогового учета. Но ведь общеизвестным является тот факт, что далеко не все операции, зафиксированные на бланках упомянутых форм, в нем отражаются. С одной стороны, можно великолепно оформить хозяйственную операцию на бланке типовой формы, но не иметь возможности отразить ее в налоговом учете (если, к примеру, такая операция не связана с хозяйственной деятельностью предприятия с точки зрения Закона о прибыли). С другой стороны, без малейших опасений можно отразить в налоговом учете операцию, оформленную при помощи документа свободной формы, никаким ведомством не утвержденной (ярким примером служат акты предоставленных услуг, акты на списание испорченных товаров). То есть по вопросу, относящемуся к области первичного документооборота, можно сделать вывод, что:
- во-первых, далеко не все операции, оформленные документально в бухгалтерском учете, отражаются в налоговом учете;
- во-вторых, типовая или специализированная форма бланка первичного документа — не единственное основание для отражения (не отражения) хозяйственной операции в налоговом учете.
В поисках аргументов для связи валовых расходов и наличия ТТН, а также для укрепления ее «статуса» Госпредпринимательства обратился к нескольким документам, изданным Минтрансом Украины. Заглянем в них и мы.
Согласно Приказу № 488/346 форма ТТН является типовой, а применение ТТН по форме № 1-ТН — обязательным. При этом по состоянию на сегодняшний день эта форма уже не относится к бланкам строгой отчетности8. Но, как было сказано выше, существует Постановление ВХСУ, на основании которого нормы упомянутого приказа можно игнорировать. Госпредпринимательства напоминает нам также о том, что в соответствии со ст.48 Закона об автомобильном транспорте9 ТТН — это документ, на основании которого выполняются грузовые перевозки. Что ж, это логично, на транспорте должен быть порядок. Но можно с уверенностью сказать, что грузовые перевозки (даже при наличии ТТН) — это процесс, при котором наличие ТТН и оприходование или списание со счетов бухгалтерского учета предприятия тех или иных ТМЦ не взаимосвязаны.
Теперь обратимся к Правилам перевозки. Несмотря на то, что в них сделана попытка установить такую связь, обращаем внимание, что сами Правила перевозки изданы во исполнение Программы мер по обеспечению сохранности грузов, защиты их от хищений и безопасности пассажиров на транспорте, утвержденной постановлением КМУ от 05.01.95 г. № 710. Причем сама Программа разработана в соответствии с Государственной программой борьбы с преступностью, утвержденной Постановлением ВРУ от 25.06.93 г. и, в частности, во исполнение решения Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью от 18.02.94 г. № 12.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Идея поддержания порядка на транспорте, в том числе в части оформления соответствующей документации, проистекает из стремления соответствующих государственных структур иметь возможность знать: кто, куда, зачем перевозит груз и кому этот груз принадлежит. Другое дело, что при утверждении Правил перевозки Минтранс слегка переусердствовал в присвоении ТТН статуса, который она просто не может иметь в действующем законодательстве, регулирующем бухгалтерско-налоговую сферу. А Госпредпринимательства ему в этом «помог».
Замыкая рассматриваемую тему в некий аналитический «круг», вернемся к Постановлению ВХСУ, которое четко определило статус ТТН, и скажем: пусть она будет, но как документ, сопровождающий грузы, а не как документ, на основании которого предприятия должны строить свой учет в части отпускаемых (принимаемых) товарно-материальных ценностей.


1Упомянутый документ и по состоянию на сегодняшний день так и не прошел регистрацию в Минюсте Украины (прим. авт.).
2Опубликовано на с.11 (прим. ред.).
3Бухгалтерия. — 2005. — № 29. — С.13–17 (прим. ред.).
4Налоговая система. Хрестоматия: Сборник систематизированного законодательства. — 2006. — Вып.1. — C.72–122 (прим. ред.).
5Отметим, что приведенное определение «перекочевало» в Письмо № 6197 из Приказа 488/346, который уж точно не может определять, на основании каких документов предприятия должны осуществлять записи о хозяйственных операциях в бухгалтерском учете (прим. авт.).
6См., например, решения от 16.10.98 г. № 17-02/10, от 24.02.2006 г. № 27, а также письма от 10.10.2001 г. № 3-312/6108, от 19.12.2005 г. № 11107. Опубликованы: Бухгалтерия. — 2006. — № 14. — С.21 (прим. авт.).
7Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88 (прим. ред.).
8Этот момент (с историей вопроса) подробно расписан в Письме № 6197, и мы его рассматривать не будем, поскольку к теме статьи он не имеет отношения (прим. авт.).
9Закон Украины от 05.04.2001 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте» (прим. ред.).
10Причем факт «подчинения» Правил перевозки указанному постановлению отмечает сам Госпредпринимательства в письме от 19.12.2005 г. № 11107 (прим. авт.).

http://www.buhgalteria.com.ua/Hit.html?id=1560
11. Правила оформлення документів на перевезення

11.1. Основними документами на перевезення вантажів є товарно-транспортні накладні та дорожні листи вантажного автомобіля.

(абзац перший пункту 11.1 із змінами, внесеними згідно з
наказом Міністерства транспорту України від 05.11.2001 р. N 763)

Залежно від виду вантажу та його специфічних властивостей до основних документів додаються інші (ветеринарні, санітарні та якісні - сертифікати, свідоцтва, довідки, паспорти тощо), що визначається правилами перевезень зазначених вантажів.

11.2. Товарно-транспортні накладні і дорожні листи вантажного автомобіля належать до документів суворої звітності, які виготовляються друкарським способом з обліковою серією та номером.

(абзац перший пункту 11.2 із змінами, внесеними згідно з
наказом Міністерства транспорту України від 05.11.2001 р. N 763)

Форма і порядок заповнення цих документів Замовником і Перевізником визначаються відповідними нормативними актами.

11.3. Дорожній лист вантажного автомобіля є документом, без якого перевезення вантажів не допускається.

(пункт 11.3 із змінами, внесеними згідно з наказом
Міністерства транспорту України від 05.11.2001 р. N 763)

11.4. Оформлення перевезень вантажів товарно-транспортними накладними здійснюється незалежно від умов оплати за роботу автомобіля.

11.5. Товарно-транспортну накладну на перевезення вантажів автомобільним транспортом Замовник (вантажовідправник) повинен виписувати в кількості не менше чотирьох екземплярів. Замовник (вантажовідправник) засвідчує всі екземпляри товарно-транспортної накладної підписом і при необхідності печаткою (штампом).

11.6. Пункт 11.6 виключено

(згідно з наказом Міністерства
транспорту України від 23.03.98 р. N 90,
у зв'язку з цим пункти 11.7 - 11.11 вважати
відповідно пунктами 11.6 - 11.10)

11.6. Після прийняття вантажу згідно з товарно-транспортною накладною водій (експедитор) підписує всі її екземпляри.

11.7. Перший екземпляр товарно-транспортної накладної залишається у Замовника (вантажовідправника), другий - передається водієм (експедитором) вантажоодержувачу, третій і четвертий екземпляри, засвідчені підписом вантажоодержувача (у разі потреби й печаткою або штампом), передається Перевізнику.

11.8. У тих випадках, коли в товарно-транспортній накладній немає можливості перерахувати всі найменування вантажу, підготовленого для перевезення, до такої накладної Замовник додає документ довільної форми з обов'язковим зазначенням відомостей про вантаж (графи 1-10 товарно-транспортної накладної).

У цих випадках в товарно-транспортній накладній зазначається, що до неї додається як товарний розділ документ, без якого товарно-транспортна накладна вважається недійсною і не може використовуватись для розрахунків із Замовником.

11.9. Час прибуття (вибуття) автомобіля для завантаження і розвантаження Замовник зобов'язаний зазначати відповідно до пунктів 8.25 і 8.26 цих Правил.

11.10. У випадку перевантаження вантажу в процесі його перевезення на інший автомобіль складається акт довільної форми, в якому обов'язково зазначаються реквізити: повна назва власника транспорту та його адреса, прізвище, ім'я та по батькові водія, державний номер автомобіля Перевізника, який здав вантаж, і Перевізника, який його прийняв.

Акт складається у двох екземплярах, які підписуються представниками (водіями) обох Перевізників (по одному для кожного).

Це зазначається в товарно-транспортній накладній.
http://vantag.com.ua/pravila_perevezen_11.html


P.S.Печати ставятся теми у кого эти ТТНки остаются для списания ГСМ и пр.
Александр.


Еще


 

Україна понад усе!

Олександр

В мене ще одне додаткове питання: в табличці ІНШІ ВІДОМОСТІ (заповнюється автопідприємством) в графі "Відмітки про складені акти" ми повинні вписувати наш Акт виконаних робіт??? якщо можна ссилку на закон або інстркцію заповнення!дякую!


Еще

В мене ще одне додаткове питання: в табличці ІНШІ ВІДОМОСТІ (заповнюється автопідприємством) в графі "Відмітки про складені акти" ми повинні вписувати наш Акт виконаних робіт??? якщо можна ссилку на закон або інстркцію заповнення!дякую!

Не повинні...




Еще


 

Україна понад усе!

Олександр

В мене ще одне додаткове питання: в табличці ІНШІ ВІДОМОСТІ (заповнюється автопідприємством) в графі "Відмітки про складені акти" ми повинні вписувати наш Акт виконаних робіт??? якщо можна ссилку на закон або інстркцію заповнення!дякую!


Если же товар в момент его транспортировки необходимо перегрузить с одной машины на другую (например, по причине поломки авто), тогда составляется акт, на основании которого в графе «Відмітки про складені акти» проставляются его реквизиты и коротко описывается содержание акта. При этом старые записи в строках «Автопідприємство», «Водій» и «Автомобіль» зачеркиваются (так, чтобы их можно было прочитать) и пишутся новые. Все изменения заверяются подписями ответственных лиц.

Как один из случаев...


Еще


... Экспедиторы почти всегда указывают себя в качестве автопредприятия, но это незаконно. Это делается для того, чтобы помешать непосредственному контакту грузоотправителя и перевозчика.

Вот меня всегда смешит подобная логика. Как экспедиция может помешать контакту перевозчика и грузоотправителя? Ведь перевозчик грузится (и выгружается) непосредственно у этих людей на глазах. И при желании выйти на прямую на заказчика - никто не помешает этому.


Еще
С ув., Павел


... Экспедиторы почти всегда указывают себя в качестве автопредприятия, но это незаконно. Это делается для того, чтобы помешать непосредственному контакту грузоотправителя и перевозчика.

Вот меня всегда смешит подобная логика. Как экспедиция может помешать контакту перевозчика и грузоотправителя? Ведь перевозчик грузится (и выгружается) непосредственно у этих людей на глазах. И при желании выйти на прямую на заказчика - никто не помешает этому.

Мешает не экспедиция - а "розумованездатність"... ;)



Еще


 

Україна понад усе!

Олександр

РЕбята а программа для заполнения ТТН по украине есть у кого ??? Дайте поделитесь не будье жадинами скинте сылку где можно скачать . с уважением компания СВС-2006


Еще

РЕбята а программа для заполнения ТТН по украине есть у кого ??? Дайте поделитесь не будье жадинами скинте сылку где можно скачать . с уважением компания СВС-2006


Нет такой наверно :unsure:

В 1С программисты "приделывают", на основании расходной накладной :)


Еще
Кто читает тему
Пользователей 0
Гостей 0