Экспедиция + НДС
Новые сообщения
Количество постов 3
Автор
Сообщение

Транспортное экспедирование:
НДС только с вознаграждения (с. 16)
Опубликовано в Бухгалтерии N35 (814) от 1 СЕНТЯБРЯ 2008 года




Государственная налоговая администрация Украины

Письмо от 22.08.2008 г. № 17042/7/16-15171

Порядок обложения НДС транспортно-экспедиторской
деятельности во внешнеэкономических операциях
Государственная налоговая администрация Украины в связи с поступлением многочисленных запросов налогоплательщиков и налоговых органов относительно порядка обложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности во внешнеэкономических операциях сообщает.
Согласно пункту 3.1 статьи 3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон) объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины, и операции по поставке транспортных услуг по перевозке пассажиров, грузобагажа (товаробагажа) и груза за пределами государственной границы Украины.
При этом, при налогообложении операций по поставке транспортных услуг по перевозке пассажиров, грузобагажа (товаробагажа) и груза за пределами государственной границы Украины в соответствии с подпунктом 6.2.4 пункта 6.2 статьи 6 Закона, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.
В случае если поставка указанных транспортных услуг осуществляется в виде брокерских, агентских или комиссионных операций с транспортными билетами, проездными документами, заключением договоров или счетов на транспортировку пассажиров или грузов доверенным лицом перевозчика, операции по таким услугам облагаются налогом по ставке 20 процентов.
Транспортно-экспедиторская деятельность в Украине осуществляется в порядке и по правилам, определенным Законом Украины от 01.07.04 г. № 1955-IV «О транспортно-экспедиторской деятельности» (далее — Закон № 1955).
В соответствии с Законом № 1955 транспортно-экспедиторская услуга — это работа, которая непосредственно связана с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспортного экспедирования.
Экспедитор (транспортный экспедитор) — субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиторских услуг, определенных договором транспортного экспедирования.
По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязывается за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.
В случае привлечения экспедитором к выполнению его обязательств по договору транспортного экспедирования другого лица в отношениях с ним экспедитор может выступать от своего имени или от имени клиента.
Экспедиторы для выполнения поручений клиентов могут заключать договоры с перевозчиками, портами, авиапредприятиями, судоходными компаниями и т.п., которые являются резидентами или нерезидентами Украины.
Платой экспедитору считаются денежные средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования.
В плату экспедитору не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования, на уплату сборов (обязательных платежей), уплачиваемых при выполнении договора транспортного экспедирования.
Подтверждением расходов экспедитора являются документы (счета, накладные и т.д.), выданные субъектами хозяйствования, которые привлекались к выполнению договора транспортного экспедирования, или органами власти.
Таким образом, учитывая особенности налогообложения таких услуг во внешнеэкономических операциях, объектом обложения налогом на добавленную стоимость экспедитора является объем предоставленных им услуг. При этом базой налогообложения таких услуг является вознаграждение экспедитора.
Ставка налога составляет 20% базы налогообложения и прибавляется к стоимости услуг (подпункт 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 Закона).
Указанный порядок распространяется в сфере внешнеэкономической деятельности в транспортно-экспедиторских операциях независимо от направления движения груза (импортирование или экспортирование товара), от категории потребителя услуг (резидент или нерезидент) и заказчика услуг (собственник товара или перевозчик).
Одновременно с этим следует отметить, что при осуществлении транспортно-экспедиторской деятельности на внутреннем рынке применяется общий порядок обложения налогом на добавленную стоимость. При этом база налогообложения определяется в соответствии с положениями пункта 4.7 статьи 4 Закона. Ставка налога составляет 20% базы налогообложения и прибавляется к цене услуг.
Сообщая вышеизложенное, Государственная налоговая администрация Украины информирует, что другие налоговые разъяснения могут применяться в части, которая не противоречит данному налоговому разъяснению.
Председателям Государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе довести указанное разъяснение до сведения налогоплательщиков и подчиненных подразделений и обеспечить его учет при проведении контрольно-проверочной работы и вынесении решений в процессе апелляционных согласований.

Заместитель Председателя С.ЧЕКАШКИН

1Направлено в адрес ГНА в Автономной республике Крым, областях, г.Киеве и Севастополе (прим. ред.).


КОММЕНТАРИЙ
Подобного рода разъяснения от ГНАУ ждали долго. Более трех лет. Транспортные экспедиторы, так или иначе связанные с международной перевозкой грузов, не понаслышке знают о фискальных толкованиях норм Закона об НДС после 31.03.2005 г. В частности, налоговики требовали весь комплекс услуг, которые предоставлены экспедитором заказчику, в том числе приобретенные у перевозчика по нулевой ставке, облагать НДС в полном объеме по ставке 20% базы налогообложения2. И под базой налогообложения они подразумевали всю сумму, получаемую от заказчика!!! А ведь в этой сумме львиную долю составляют денежные средства, предназначенные для оплаты услуг третьих лиц: перевозчиков, портов, страховых компаний и т.д.
Наконец-то в ГНАУ объяснили, что в данном случае базой налогообложения должна считаться не вся полученная от заказчика сумма, а лишь ее часть, которая называется экспедиторским вознаграждением. А все остальные деньги необходимо считать своего рода транзитными денежными средствами, не влияющими на размер базы налогообложения у экспедитора. При этом акцент сделан на особенностях налогообложения транспортно-экспедиторских услуг во внешнеэкономической деятельности.
Похвально, что центральное налоговое ведомство вникло в проблему и пошло навстречу налогоплательщикам, осуществляющим транспортно-экспедиторскую деятельность. Ведь если применять 20% к стоимости всего комплекса предоставленных заказчику услуг, то НДС превратится в налог с оборота. Дело в том, что международные перевозчики выставляют счета за предоставленные ими за пределами таможенной территории Украины услуги по перевозке грузов с НДС в размере 0%. Это они делают на основании пп.6.2.4 ст.6 Закона об НДС. То есть у посредников – транспортных экспедиторов нет налогового кредита, точнее – он может быть, но в размере 0 грн. А вот налоговые обязательства приходится почему-то начислять на полную стоимость предоставленных заказчикам услуг. После данного разъяснения ГНАУ налоговые обязательства на всю сумму, полученную от заказчиков, начислять не нужно.
Теперь о том, что все же осталось непонятным. В письме сказано, что «указанный порядок распространяется в сфере внешнеэкономической деятельности в транспортно-экспедиторских операциях», а «при осуществлении транспортно-экспедиторской деятельности на внутреннем рынке применяется общий порядок обложения налогом на добавленную стоимость. При этом база налогообложения определяется в соответствии с положениями пункта 4.7 статьи 7 Закона. Ставка налога составляет 20% базы налогообложения и прибавляется к цене услуг». Однако в п.4.7 ст.4 Закона об НДС уже давно нет нормы, которая оговаривала бы его применение только при осуществлении посреднических операций на таможенной территории Украины. То есть вывод ГНАУ, сделанный в письме, хоть и логичный, но прямо из данного пункта Закона не следует. Это во-первых.
Во-вторых, странно, что в ГНАУ решили притянуть за уши нормы неналогового закона – Закона Украины
«О транспортно-экспедиторской деятельности» для того, чтобы пойти навстречу налогоплательщикам. Ведь ещераз повторим, ни о каких особых (специальных) порядках налогообложения транспортно-экспедиторских услуг во внешнеэкономической деятельности в Законе об НДС ничего не сказано.
В-третьих, почему-то в письме забыли указать, что согласно пп.«г» п.6.5 ст.6 этого же Закона при осуществлении деятельности, вспомогательной транспортной, такой как погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка товаров и другие аналогичные виды работ3 (включая страхование), местом поставки таких услуг является место, где услуги фактически предоставляются. То есть если транспортное экспедирование грузов происходит за границей, ведь именно там перемещаются (транспортируются) грузы, то и место поставки транспортно-экспедиторских услуг будет также за пределами Украины. А это значит, что объекта (базы) налогообложения нет вообще, в том числе и в сумме экспедиторского вознаграждения.
В-четвертых, как следует понимать данное письмо ГНАУ по отношению к транспортному экспедированию одних и тех же грузов, которые перевозятся как по территории Украины, так и за ее пределами? Из письма можно понять, что для той части транспортно-экспедиторских услуг, которая приходится на перевозку грузов за пределами таможенной территории Украины, действует один (специальный) порядок, а для части услуг, связанных с перевозкой грузов по Украине, – другой (общий для всех). А это значит, что экспедиторам международных грузов надо как-то делить стоимость своих услуг по экспедированию международных грузов.
В-пятых, так и остался не решенным вопрос с определением базы налогообложения у транспортного экспедитора в случае привлечения им к перевозке перевозчика – неплательщика НДС. Из письма можно сделать вывод, что если такой перевозчик перевозит грузы за границей, то базой налогообложения у экспедитора будет все равно сумма его вознаграждения, полученная от заказчика. А если часть перевозки приходится на таможенную территорию Украины (а это происходит в 99% случаях)? Придется накручивать 20% НДС сверху? Или тоже должен применяться специальный порядок определения базы налогообложения?
В-шестых, как все-таки экспедитор должен выписать налоговую накладную заказчику услуг транспортного экспедирования грузов? Надо ли в ней отдельно указывать стои-мость услуг транспортного экспедирования во внешнеэкономической деятельности и отдельно стоимость услуг по экспедированию грузов по территории Украины? Или же он должен выписать заказчику две налоговые накладные?
Как видим, даже после появления комментируемого письма ГНАУ неурегулированных вопросов еще осталось более чем достаточно. Надеемся, что у специалистов ГНАУ найдется время предоставить ответы на возникающие у транспортных экспедиторов вопросы.

Сергей ДРОБОТТЯ, редактор


2См., например, консультацию в «Вестнике налоговой службы Украины», 2006, № 27, с.30 (прим. ред.).
3А сама ГНАУ под такими аналогичными видами услуг подразумевает в том числе и услуги транспортного экспедирования. См., например, письмо ГНАУ от 06.02.2007 г. № 2280/7/16-1517-05. Опубликовано: Бухгалтерия. — 2007. — № 16. — С.39—40 (прим. авт.).


Еще

И что? )))


Еще
Не уповайте на чудеса - чудите сами!

после моей истории мне многие звонили и спрашивали как у меня закончилась проверка, и как я вышла из своей негативной ситуации, здесь выложен, частино правда, но все-таки, ответ, Это письмо можно использовать для того чтобы доказать. что не все верблюды вокруг


Еще
Кто читает тему
Пользователей 0
Гостей 0